АКПП - тех. информация и устройство

Вопросы по КПП/АКПП, тормозной системе, подвеске и рулевом.
skmax777
Рядовой
Рядовой
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 18:43
Город: Novosibirsk

АКПП - тех. информация и устройство

#1

Сообщение skmax777 » 12 фев 2014, 15:49

5-ступенчатая АКПП AW55-50SN была сконструирована инженерами Айсин в конце прошлого века как эксклюзивный вариант 5-ти ступенчатых акпп для нетойотовских передне-приводных автомашин с двигателем от 2 до 3-х литров. Полный список всех машин, использующих эту АКПП не умещается на одном листе (ниже) и с каждым годом все новые модели получают этот популярный автомат. Казахская Шевроле Эпика, Все Вольво, Саабы и множество других предпочли эту АКПП всем остальным 5-ти ступенчатым агрегатам.

Часть конструктивных решений взято от удачного предшественника - 4-х ступенчатой AW50-40. Коробка получилась настолько удачной, что даже конкуренты - Ниссан, Дженерал Моторс выбрали именно AW55 для своих популярных машин, выпустив одновременно свои RE5R05A (JR507E) (Ниссан-Джатко) и 5L40E / 5L50E (GM - Европа).

В AW55-50SN было применено множество новых технологий, позволяющих улучшить динамические характеристики, комфорт и экологию автомобиля.

Судьба акпп была передана в руки молодым "компьютерным гениям" автопроизводителей, типа тех, что программируют автопилоты самолетов.

Новшество - использование линейных соленоидов (SL* - Solenoid Linear -) для мягкого "параллельного" переключения передач. Именно этот соленоид делает переключение незаметным и практически без потери потока мощности. Но за счет того, что опять те же фрикционы проскальзывая, разгоняют (или притормаживают) валы.

Другое новшество- "режим проскальзывания" блокировки ГДТ заставил применить новые графитовые материалы. Блокировка ГДТ стала включаться линейным соленоидом SLU уже начиная со второй скорости (при педали "в пол") , не дожидаясь медленного разгона с помощью турбинных колес. Что привело к неожиданно быстрому износу фрикционной накладки гидротрансформатора и как следствие - к выходу из строя "мозгов" АКПП - гидроблока.

Этот более стойкий к истиранию и хорошо "прилипающий" карбон фрикционов попав пылью в масло, стал выгрызать и забивать каменным нагаром все тонкие места гидроблока и соленоидов. Как холестерин из свиного шашлыка забивает сосуды мозга "инсультников". Процессы "ишемической болезни акпп-шных мозгов" подробнее описаны здесь.

В 2003 была разработана модификация AW55-51SN с усовершенствованным гидроблоком для полноприводных авто, которую стали использовать для Вольво (S40- S70) и Инфинити I35.

AW55-50SN, разработанная для автомобилей Ниссан известна как RE5F22A. По деталям она родственна трансмиссии Jatco AW235. По классификации GM (Сааб, Опель) AW55 называется AF33.

AW55-50 расчитана на крутящий момент до 330Нм и является cамой популярной коробкой Aisin в ремонте на нашем рынке (среди нетойотовских машин).

В 2005-м году для поддонов Шевроле выпустили новую модификацию фильтра без ребра (w.o\rib) 351010С.

Ремкомплекты 351002 выпускают множество производителей. Эта акпп не чувствительная к разнице в качестве ремкомплектов поэтому выбирают все начиная от Пресижн до Транстек.


Частая продажа фрикционов полными комплектами 351003 говорит о том, что пакеты сцеплений и тормозов спроектированы довольно сбалансированно.

В первые годы (до 2005) фрикционы пакета С2-Директ выходили из строя чаще других и конструкцию барабана несколько модифицировали, а толщину фрикционов (351106) уменьшили, после чего они стали служить дольше.

"Детской болезнью" в первый год производства было - попадание антифриза в масло ATF. Сама механика коробки спроектирована и выполнена идеально, как все, что делает Айсин. Но когда коробка выпускается универсальной для разных производителей, будет программироваться "чужими" программистами под свои двигатели и свой тип водителя, под разные гидротрансформаторы, радиаторы охлаждения, то как у семи нянек - жди беды.

Были и другие детские болезни. В частности - с гидравлическими клапанными плитами. Над этой проблемой бьются все производители АКПП и с 2004-го года гидроблоки AW55 стали ходить служить гораздо дольше, требуя только ремонта и регламентной чистки.

Проблемные места AW55-50SN:

Плита гидравлическая клапанная AW55-50SN (Valve Body) 351740. Первым по статистике ремонтов стоит гидроблок Вольво периода "обкатки":1999-2004. Реже в ремонт приходят гидроблоки акпп VOLVO (S60) выпуска после 2004 г.

Модификации были произведены в 2001-м году, когда плиту "А", сменили гидроплиты с кодами "В" и "С". В 2004-м вышла новая плита с модифицированным В5- клапаном (управление тормозной лентой).

Основные различия гидроблоков - в соленоидах, во внутренней конструкции клапанов, реле.... Всего известно 8 различных невзаимозаменяемых модификаций гидроблока. Различить модификации гидроплит можно по маркировке ее #ID (справа- клик)

Наиболее популярная проблема выражается в том, что переходы между 2 и 3 передачами становятся несвоевременными, запаздывают или происходят с ударом. Удары - создают лишнюю нагрузку на тормозную ленту (ниже), что приближает ее преждевременную кончину.

Существует много других проявлений нештатной работы гидроблока, но причина всех преждевременных (до 150-200 ткм) болезней "железа" - в недостаточном давлении масла, поступающего от гидроплиты. Все дело в том, что от грязи в масле и повышенной температуры непредсказуемо съедает и забивает каналы клапанов и соленоидов гидроплиты. Создаются перетоки масла между каналами или в изношенные места набивается грязь и плунжеры клинит, в результате чего падает давление масла в пакетах сцепления, гидротрансформаторе.

Диагностика гидроплит 5-ти ступенчатых АКПП стала сложной, а реставрация - низкорентабельной.

Ремонт гидроблока с очисткой лучше производить как можно раньше, чтобы не допустить типичной и неустранимой проблемы - износа корпуса гидроплиты.

В зависимости от степени износа плиты, мастера решают - достаточно ли одной очистки плиты и соленоидов или пора заказывать новый гидроблок 351740. (о типичных проблемах современных гидроблоков >>>)

Когда диагностика винит соленоиды, то если не спасает чистка и "перевтуливание" SL соленоидов (136419), то мастера иногда пытаются решить проблему с помощью замены 3-х соленоидов. (подробнее о проблемах соленоидов). Но стоит отметить, что оригинальные соленоиды производитель не выпускает, считая, что ресурс гидроблока (до 2004 года) и соленоидов примерно одинаков, поэтому на рынке можно найти только неоригинальные соленоиды американской фирмы Ростра.

Сложные линейные соленоиды "съедаются" грязью гораздо раньше неубиваемых "Он-Офф"-соленоидов S1-...-S5. Но чаще всего проблема заключается в загрязнении плунжера соленоидов, что приводит к сначала к периодическому заклиниванию плунжера, а потом и выходу из строя.

Иногда мастера меняют вышедший из строя (чаще - из-за перегрева) датчик скорости 351436A-AF (справа). Комплект из 3-х линейных соленоидов (351428K), меняют только опытные мастера в поздних (после 2004 г.) версиях гидроблоков AW55-50/51SN. Сложность - в настройках совместной работы гидроплиты и новых соленоидов.

Недостаток давления масла, поступающего от гидроблока, сказывается на втулках. В первую очередь вырабатывается втулка крышки насоса 351034 (41.2x38x13.2).

Mастера для возрастных или "загнанных лошадок" предпочитают заказывать Комплект втулок 6шт, (входной вал 22,17мм=0.873`). №351030B.

Втулки различны для входных валов: 21.4мм 351030A и 22.17 мм.

Для ремонта изношенных каналов гидроплит в легких случаях используют ремкомплект Соннакс. Некоторые решаются "перевтуливать" и соленоиды.

Но у большинства универсалов реставрация гидроплиты кончается разочарованием и клиента и мастера. Поэтому часто мастера не рискуют латать выработанный алюминиевый сплав гидроплиты и меняют гидроблок 351740 на новый.

Дело в том, что в этом гидроблоке плунжера выполнены из анодированного алюминия (тефлон) и практически не изнашиваются. Износ идет самого алюминия корпуса плиты, а установка нового плунжера увеличенного диаметра - работа слишком тонкая и дорогая и решает проблему ненадолго. И к тому же критически изношены бывают сразу несколько клапанов, что значительно усложняет диагностику и ремонт.


В капремонте взрослых машин кроме комплекта расходников из фрикционов (351003), сталей (351004), ремкомплекта прокладок и сальников (351002) одновременно идет под замену - Лента тормозная, (3rd Gear Band) 351020 .

Проблема связана не с конструкцией узла, а скорее - с нештатной работой гидроблока.

Розничную цену и наличие запчастей для AW55-50SN на складе можно посмотреть на сайте интернет-магазина (номер на желтом фоне)


Типичные болезни "железа" AW55-50SN .

Железо AW55-50SN - очень надежно. Можно даже сказать, что у этой айсиновской АКПП нет "болезней железа". Критерием надежности может служить факт того, что в 90% случаев ремонта "железа" 55-50 заказывают полный комплект втулок 351030.

Но все-таки если водитель часто балуется педалью газа в пол, перегружая трансмиссию, то иногда заменяют износившийся:

- Планетарный Ряд Задний, в сборе (Volvo) Rear (8 саттелитов) - #351584A или

Чаще всего - Износ поверхностей трения, + ломает зубья солнечной шестерни, что приводит к износу поверхности примыкания к поршням и потере давления масла. Проблемы "железа" до 300 ткм зависят в основном от того, как шведские или итальянские программисты настроили ЭБУ под "своего" водителя. Ну и конечно от того, насколько упорно стараются водители проверить железо на прочность.

Лечение аварийных протечек масла при масляном голодании - Сальник 351070 и Втулка крышки насоса 351034 - типичная проблема случаев недостаточного давления масла. Этот сальник вместе в сальником полуоси 351076 меняются даже тогда, когда не заказываются Оверол киты, в состав которых они привычно входят.

Практически при каждом капремонте режется и ремонтируется гидротрансформатор. Довольно быстро съедается фрикционная накладка блокировки, грязь от которой и служит источником проблем AW55-50. При работе ГДТ с лысой накладкой муфты корпус гидротрансформатора сильно греется и "съедает" сальник.

Автопроизводители поначалу не смогли следовать концепции "foolproof design".

Это - решение скорее не Айсин, а тех шведских или немецких программистов, кто настраивают в ЭБУ режимы работы соленоидов на разных скоростях.

А также новых требований рынка: с одной стороны - увеличение экологии и рабочей температуры двигателя (а следовательно и масла акпп) и увеличение экономичности и КПД гидротрансформатора за счет разгона машины с помощью "проскальзывания муфты". Это все сделало быстро загрязняющееся масло непривычно агрессивным для гидроблока и электрики.

Владелец AW55-50 мог делать с ней все что хочет: и беречь, и "убивать". Мог ездить как ездят шведские и немецкие бюргеры - терпеливо, дисциплинированно и долгие годы. Или, как ездят пилоты Формулы - в перерывах между капремонтами. Полная демократия.


Все перечисленные "слабые звенья" активно проявлялись в первые годы выпуска этой AW55-50. После нескольких лет отладки программ и узлов эта АКПП наконец стала легко проходить 150 -200 ткм без капремонта почти на всех авто. При нехитрых условиях правильной эксплуатации. Если вы хотите долго не видеть сервисы по ремонту АКПП AW55-50 - чуть спокойнее давите на педаль газа и чуть чаще проверяйте и меняйте масло в АКПП.


[ ссылка на изображение ]

[ ссылка на изображение ]

Аватара пользователя
Навигатор
Капитан
Капитан
Сообщения: 616
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 20:04
Город: Москва
Авто: C140 2.4AT LT, 2013 г.
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

#2

Сообщение Навигатор » 13 фев 2014, 12:09

ПоКАПАлся в темах и что то не обнаружил конкретики. Помогите пжлст найти информацию по автомату, который на последних машинках установлен - где производят, особенности конструкции и т.д. ...?
Сергей.

Аватара пользователя
And.r.e
Капитан
Капитан
Сообщения: 634
Зарегистрирован: 26 май 2014, 09:11
Город: москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 4 раза

#3

Сообщение And.r.e » 07 сен 2014, 11:12

нашёл краткий мануал может уже выкладывали, GM 6т30/40/45/50 .
http://www.transakpp.ru/232/main/gm/6t40.html



Вернуться в «Рулевое управление, трансмиссия, ходовая»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя